Узбекский ПИЧОК

Узбекский нож ручной работы, выкован мастером Абдувахобом. Это традиционный пчак с формой лезвия кайке, классическим больстером и обрамляющей полосой бринча. Эмалевая роспись в виде народных орнаментов украшает обух клинка, бринч и гюльбанд. На последнем также имеются вставки из садафа. Простая рукоять заклёпочного монтажа завершается клювообразным чакмоком.

Пчак (пичок, пичак, печак) — (узб. pichoq — нож) традиционный узбекский нож. Отличительной особенностью пчаков можно считать клинообразный в сечении, достаточно широкий клинок (значительно шире рукояти), рукоять, продолжающую линию обуха и соединяющуюся с клинком посредством своеобразного больстерагюльбанда, ряд характерных форм элементов и технологий монтажа. Клинок может изготавливаться из различных сталей, дамасков и булатов. Вполне традиционен узкий дол «кома», идущий вдоль обуха (часто односторонний). Клинок чаще всего имеет знак (клеймо) изготовителя, «тамга». Клинок из углеродистых сталей обычно воронится. Рукоять достаточно узкая, ее головка часто имеет клювообразный изгиб «чакмок». По традиционной технологии рукоять по периметру ограничивается полосой цветного металла — «бринчем». Также характерно использование на рукояти рога копытных с всадным монтажом. Наиболее известны пчаки из Шахрихана и Чуста.

Пчак

Конструкционные особенности пчаков

Клинок

Клинок пчака мог выковываться из стали самого разного, но чаще всего невысокого качества поскольку именно такие пчаки были «по карману» основной части населения, преимущественно беднякам. Ножи такого качества выработали у людей стойкую привычку довольно часто, как бы между делом, периодически править режущую кромку лезвия во время работы ножом. Заточка клинка идёт прямо от обуха в ноль. Что позволяет править клинок, а не затачивать слишком часто.

Мастера высокой квалификации, чьи имена были хорошо известны, не опускались до подобной «халтуры», стремясь работать только на заказ. Дорожа своим авторитетом, который завоевывался десятилетиями упорного труда, они использовали для своих ножей сталь только высокого качества, которую закаливали особым способом, держа его в секрете. Для знатных заказчиков клинки изготавливались из дамаска (ицфихон) и, гораздо реже, из булата (байза), который использовался преимущественно для сабель.

Клинок пчака имеет клинообразное поперечное сечение и сужающийся к острию обух. Клинок достаточно широкий, что еще более подчеркивается тонкой, смещенной вверх рукоятью, так, что верхняя ее сторона продолжает линию обуха. Часто клинок по всей длине имеет одинаковую ширину. У некоторых пчаков, особенно имеющих несколько поднятое относительно линии обуха острие, клинок может немного сужаться от рукояти к кончику.

Пчаки, демонстрируемые в экспозициях музеев и датируемые XIX -началом XX вв., имеют клинки, форма которых не типична для этого ножа. Клинок у них узкий, а подъем к острию длинный и плавный. Но объясняется такая форма клинка просто. У этих пчаков клинки сточены до предела, и изменение формы произошло в результате длительного практического употребления. Именно поэтому местные жители легко расставались с ненужной уже для них вещью — к радости музейных работников, приезжавших в Среднюю Азию в этнографические экспедиции.

Археологический материал, найденный в песках на местах разрушенных старых городов и захоронений кочевников, датируемый периодом до последней четверти XIV века, демонстрирует совсем другие ножи. У найденных ножей клинки по своей форме более универсальны, пригодны и для хозяйственных работ, и для боевого применения. К тому же и хвостовик этих древних ножей обычный, расположенный по центральной осевой линии. Он предназначался для рукояти, крепящейся всадным способом. Таким образом, древние ножи, которые археологи находили на территории Узбекистана и других среднеазиатских стран, имеют конструкцию, обычную для универсальных ножей повседневного пользования, бытовавших в большинстве стран мира.

Клинки современных пчаков имеют три основных варианта исполнения, что связано с хозяйственным назначением ножа, но все варианты отличаются достаточно резким подъемом линии лезвия к острию клинка, находящемуся на линии обуха.

Самая распространенная форма клинка узбекского пчака, считающаяся универсальной и используемая при изготовлении ножей для городских жителей, называется кайкэ. Острие этого клинка располагается на линии обуха или несколько приподнято над ней.

Вторая из повсеместно используемых форм клинка называется толбарги (ивовый лист). У клинка такого типа, на расстоянии примерно 1/5 длины клинка, обух, при подходе к острию, несколько опущен вниз. Таким образом, острие клинка находится немного ниже линии обуха, что считается удобным для работы мясников, разделывающих туши животных. При работе подобным ножом обух перевернутого пчака скользит по мышцам, но острие в них не врезается, а лишь подрезает шкуру и сухожилия.

Еще одна оригинальная форма придается клинку пчака, которым пользуются рыбаки. Она особенно распространена среди жителей побережья Аральского моря, в основном казахов и поэтому называется казахча. Линия обуха клинка-казахча примерно с середины длины образует плавную выемку, вновь поднимаясь к острию, находящемуся на линии обух-рукоять. Образовавшаяся выемка затачивается посредством небольших спусков, идущих по боковой поверхности клинка к выемке. Для этого металл клинка под выемкой снимается с одной или обеих сторон. Перевернув нож, частью клинка с выемкой очень удобно очищать рыбу от чешуи.

На клинке пчака традиция обязывает мастера прорезать один-два дола-«кома». Долы узкие и тянутся на всю длину клинка. Если на клинке прорезается один дол, то обязательно со стороны клейма-«тамги». Долы могут проходить сверху клинка с обеих его сторон параллельно обуху. В редких случаях дол проходит по боковой поверхности клинка, совмещаясь с его центральной линией. Наличие на клинке пчака долов — «кома» не вызвано функциональной необходимостью. Это рудимент, имитирующий «Т»-образный обух средне- и длинноклинкового оружия. Долы нужны лишь для повышения престижности пчака, как предмета, имеющего определенное знаковое значение в обществе. Таким образом, пчаку придается внешнее сходство с боевым оружием. В СССР дол считался признаком боевого ножа (канавка на клинке так и называлась — «кровосток»). За изготовление ножа с долами на клинке мастера могли привлечь к уголовной ответственности. Поэтому долы у пчаков, при их массовом изготовлении, вырезать перестали.

Клеймо («тамга») обязательно имелось на любом качественном пчаке. Центральным элементом клейма всегда становилось изображение полумесяца. В исламе месяцы в году отсчитываются по лунному календарю, поэтому полумесяц стал символом веры. Кроме этого, «тамга» может содержать элементы, составляющие личное клеймо мастера и какие-либо изречения из Корана.

Клинки пчаков чаще всего темные — серые с голубым или желтым отливом для чего клинки обрабатывались в жидком растворе глины определенного состава.

Рукоять

Хвостовик клинка пчака («соп») повторяет форму рукояти. Он несколько расширяется в сторону навершия, оканчиваясь крюкообразным изгибом вниз. Навершие рукояти («чакмок») такой формы делает удерживание рукояти пчака комфортным.

В хвостовике пробивается несколько отверстий («тэшик»), через которые проходят заклепки, скрепляющие с обеих сторон плашки, образующие рукоять.

Прежде чем к хвостовику будут прикреплены плашки, по его периметру изгибается и припаивается полоска («бринч») из меди или латуни. Она имеет толщину 0,5-1 мм и ширину 4-6 мм. Ширина этой полоски металла должна быть пропорциональна общей длине ножа и этим правилом руководствуются все мастера-«пичакчи». Ее края равномерно выступают над боковыми плоскостями хвостовика. Именно на выступающие торцы полосы -«бринча» накладываются плашки рукояти. Таким образом, между боковыми сторонами хвостовика и плашками сохраняется воздушная прослойка. Мастера эту традиционную конструкцию объясняют тем, что в результате рукоять пчака получается легкой. Второе объяснение — используются более тонкие пластины для плашек.

На рукояти пчака, около крюкообразного загиба навершия, всегда присутствует или только обозначается небольшая выемка под мизинец. Часто в этом месте может только намечаться резкий переход рукояти в навершие -«чакмок». Эта традиционная деталь узбекского пчака наводит на мысль о том, что мастера при изготовлении рукояти ножа стремились скопировать эту деталь с оружия более престижного, чем обыкновенный нож. И оружие это имело в конструкции своей рукояти отдельное, возможно покрытое металлом, навершие.

На хвостовике, около клинка, сверху и снизу выполняют две небольшие выемки, образующие «шейку», необходимую для того, чтобы заливаемое в форму олово, образующее «гюльбанд» (заменяющий принятые в конструкции европейских ножей перекрестье и втулку), удерживалось на металле клинка. Однако такая конструкция несколько ослабляет хвостовик в критическом месте перехода клинка в рукоять, и так довольно тонком.

Металлическая полоса — «бринч», опоясывающая рукоять сверху и снизу, заканчивается как раз в том месте, где хвостовик начинает утончаться, переходя в «шейку». Плашки, из которых изготавливается рукоять ножа, накладываются на «бринч» вместе с прокладками из кожи, картона или другого тонкого и эластичного материала. Таким образом, внутренняя пустотелая полость рукояти защищена от попадания влаги, а тонкие цветные прокладки дополнительно создают декоративный эффект.

Ножны

Ножны пчака, по-узбекски «хин», делались из куска кожи или шились из плотной материи.

Нож вставляется в ножны без дополнительной фиксации — очень глубоко. Наружу выступает лишь небольшая часть рукояти и «чакмок» (навершие).

Чтобы не разрезать ножны при извлечении пчака, внутри могли устанавливаться деревянные предохранительные вставки.

Шов на ножнах располагали с тыльной стороны по осевой линии. Для старых ножен характерен свободный подвес к петле, в которую продевался пояс.

В XX столетии ножны все чаще стали изготавливать из кожзаменителя (дерматина или клеенки). Петлю к ножнам стали пришивать жестко.

Орнамент

Клинки дорогих пчаков можут быть украшены, кроме надписи и «тамга» еще и национальным узбекским растительным орнаментом «ислими» в различных канонических вариациях, не допускающих произвольного изменения в рисунке. Чем более ценным считается клинок, тем тщательнее наносится на него орнамент.

Рукояти пчаков украшают цветными кружочками («кёз»). Декоративные элементы — «кёз» -изготавливаются из кости, перламутра, цветных и драгоценных металлов или пластмассы. Они впрессовываются в сделанные специально для этой цели углубления в плашках. В рукояти дорогих пчаков, чаще всего бухарской работы, вправляют не ограненные полудрагоценные камни, преимущественно бирюзу. (В этом случае в отличие от плоских «кёз», прошлифованных заподлицо с плашками рукояти, камни несколько выступают над рукоятью.)

Иногда каждый кружочек — «кёз» -дополнительно окружен «всечкой» -рядом мелких металлических точек или треугольников. По периметру каждой из плашек рукояти может наноситься еще один декоративный элемент -«чермаха». Это точки или волнистая линия, выполненная из металла (меди или серебра).

Относительно появления этих деталей украшения рукоятей традиционного пчака, что-либо конкретное утверждать невозможно. Но некоторые догадки на этот счет имеются. Кружок, изображаемый в орнаменте многих древних народов, символизирует солнце и несет определенную магическую нагрузку. Так повелось в те времена, когда язычники видели в солнце одно из главнейших божеств, повелевающее их жизнями. Точки, образующие кольцо или волнистая линия в орнаменте, почти всегда символизировали не просто воду, но капли дождя и даже тучи.

Ножны украшаются простым орнаментом, состоящим из цветных точек. Часто эти точки просто нанесены краской. Для дорогих пчаков ножны выполняются из качественного материала, и орнамент наносится на них способом аппликации.

Классификация пчаков

Ножи-пчаки различаются по предназначению, форме клинка и способу монтажа рукояти.

По предназначению:

По форме клинка:

По рукоятям выделяли следующие виды пчаков: